Основные средства воспитания в народной педагогике

Введение

Глава I. Характеристика нравственного идеала в народной педагогике

1.1 Возникновение идеи нравственного идеала

1.2 Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике

Глава II. Традиции народной педагогики в учебно-воспитательном процессе

2.1 Использование традиций народной педагогики в малочисленных сельских школах

2.2 Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Проблема идеала человека и целей воспитания в педагогической теории и практике признается одной из краеугольных[1]. Нецеленаправленные, смутные представления о цели воспитания становятся фактором разобщения в понимании многих педагогических проблем, особенно тех, которые связаны с развитием духовности личности и общества в целом, замыкая людей лишь на ценностях материальных и личностных.

Осмысление состояния развития духовных ценностей является необходимой предпосылкой разработки любой педагогической концепции, теории или организации практики воспитания. Деятельность любого педагогического учреждения или отдельного воспитателя всегда ориентирована на определенный идеал человека[2] .

Цель данной работы: Проанализировать нравственные идеалы в народной педагогике.

Задачи работы:

1) Дать характеристику нравственного идеала в народной педагогике.

2) Рассмотреть традиции народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.

Глава I. Характеристика нравственного идеала в народной педагогике

1.1 Возникновение идеи нравственного идеала

В этнопедагогике большинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая под этнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жизни народа: обычаи, традиции, обряды, верования, фольклор, игры, игрушки, быт и т.д.

Народное воспитание, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций. Очень важна его роль в механизмах формирования национального самосознания, преодоления отчуждения, воспроизводства этнической культуры. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности и включает в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание.

Ярким примером этого является этнопедагогика русского народа. Практически все ее средства и факторы в той или иной степени направлены на формирование у подрастающего поколения ценностей, идеалов, потребностей, нравственных норм, характерных для русского этноса.

Формирование совершенного человека — лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности[3] .

1.2 Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике

Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики — ее природосообразность, возникает благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Источник: http://mirznanii.com/a/174804/nravstvennye-idealy-v-narodnoy-pedagogike

Нравственные идеалы в народной педагогике

РЕФ-Мастер — уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы — Нравственные идеалы в народной педагогике.

курсовая работа по дисциплине Педагогика на тему: Нравственные идеалы в народной педагогике; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I . Характеристика нравственного идеала в народной педагогике
  • 1.1 Возникновение идеи нравственного идеала
  • 1.2 Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике
  • 1.3 Этнический характер совершенного человека
  • Глава II . Традиции народной педагогики в учебно-воспитательном процессе
  • 2.1 Использование традиций народной педагогики в малочисленных сельских школах
  • 2.2 Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения
  • ВВЕДЕНИЕ

    Проблема идеала человека и целей воспитания в педагогической теории и практике признается одной из краеугольных Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. — М. ИТОП РАО, 1997. — 370 с. Нецеленаправленные, смутные представления о цели воспитания становятся фактором разобщения в понимании многих педагогических проблем, особенно тех, которые связаны с развитием духовности личности и общества в целом, замыкая людей лишь на ценностях материальных и личностных.

    Идеал человека — абстрактное представление о совершенном человеке, обладающим лучшими нравственными качествами, знаниями и умениями является связующим звеном между признаваемыми обществом ценностями и целями воспитания. Изменения понимания соотношения материальных и духовных ценностей общества, отражаются, прежде всего, на достаточно абстрактном представлении об идеале человека и соответственно на целях воспитания.

    Идеал человека хотя и недосягаем в реальной жизни, но для педагогов он важен, так как выполняет функцию ориентира в их деятельности, при определении содержания и организации процессов воспитания и образования. В педагогической теории идеал человека необходим как для разработки теории и практики воспитания, так и для их оценки.

    Осмысление состояния развития духовных ценностей является необходимой предпосылкой разработки любой педагогической концепции, теории или организации практики воспитания. Деятельность любого педагогического учреждения или отдельного воспитателя всегда ориентирована на определенный идеал человека Харламов И.Ф. Педагогика. — М. Юристъ, 1997. С. 119.

    Таким образом, тему моей работы «Нравственные идеалы в народной педагогике» можно считать актуальной.

    3) Сделать выводы.

    Объектом данного исследования является нравственный идеал.

    Субъектом данного исследования является нравственный идеал в народной педагогике.

    Глава I . Характеристика нравственного идеала в народной педагогике

    1.1 Возникновение идеи нравственного идеала

    В этнопедагогике большинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая под этнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жизни народа: обычаи, традиции, обряды, верования, фольклор, игры, игрушки, быт и т.д.

    Народное воспитание, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций. Очень важна его роль в механизмах формирования национального самосознания, преодоления отчуждения, воспроизводства этнической культуры. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности и включает в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. При этом, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание.

    Идея совершенства человеческой личности первоначально — в самом примитивном виде — возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой — содействовали этому совершенству.

    Формирование совершенного человека — лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М. ACADEMIA, 2000. С. 53.

    Само понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения; из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому — о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать — пусть в первое время и неосознанно — друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

    Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода — наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

    1.2 Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике

    Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики — ее природосообразность, возникает благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

    Народные игры, способствуя интеллектуальному и физическому развитию, несли в себе определенный нравственный потенциал. В играх в значительной степени нашли отражение национальные особенности, хозяйственно-бытовой уклад, мировоззрение народа, они тесно связаны с исторической судьбой этноса. Все это определяло и функции игр: их посредством ребенку прививалось уважение к национальным обычаям, формировались качества личности, ценные для данного этноса, осуществлялось приучение подрастающего поколения к правилам и нормам поведения.

    Следующий фактор — слово, играет в этнопедагогике определяющую роль, тем более в деле морально-нравственного воспитания. Отметив присутствие вербальных элементов практически во всех факторах народного воспитания, выделим собственно словесные средства народной педагогики: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, скороговорки, прибаутки, басни, притчи, назидания и т.д. Количество словесных форм воздействия на чувства, сознания и поведение ребенка в народной педагогике огромно: поучение, наставление, увещевание, упрек, осуждение, завет и многое другое.

    В этнопедагогике русских по традиции одно из важнейших мест занимают сказки. Простота, искренность, непосредственность сказки соответствуют аналогичным свойствам психики ребенка и тем самым позволяют достичь гармонического сочетания умственного и нравственного развития.

    Создавая сказки, народ стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и передать их подрастающему поколению: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие и др. воспеваются в сказках, а противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

    Уникальным творением народного творчества являются песни, которые в не меньшей степени, чем сказки, способствуют нравственному воспитанию, поскольку в них народ отразил все свое мировоззрение, в том числе и взгляды на мораль. Складываясь на протяжении нескольких тысячелетий, песни проходили естественный отбор народных педагогов, которые, понимая огромное значение музыкально-поэтических произведений в деле формирования личности человека, культивировали те их виды, которые способствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно-практической конференции. — М. Изд. МГУ, 2004. С. 381.

    Огромное значение в деле формирования нравственной личности играли пословицы, которые, являясь концентрированным выражением народной мудрости, были призваны удовлетворять различные духовные потребности людей: познавательные, этические, эстетические, производственные и т.д. Пословицы русского народа являются развернутой системой, показывающей идеал человека. Он должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим Родину.

    Исключительное место в жизни русских занимала религия, также относящаяся к числу факторов этнопедагогики. Огромный воспитательный потенциал христианства эффективно использовался в народной педагогике: приобщение детей к молитве, исповеди способствовало формированию у них нравственных устоев.

    Нравственное воспитание невозможно без важного фактора этнопедагогики — примера-идеала, который призван показать ребенку, каким должен быть человек. Используемые в воспитании былины, легенды, исторические песни стимулировали деятельность ребенка для достижения нравственного идеала. Ясно осознавал русский народ значение личного примера в воспитании, в связи с чем был выработан целый кодекс поведения родителей с детьми.

    Другие факторы народной педагогики — труд, искусство, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию детей. Участвуя в трудовой, коммуникативной, эстетической деятельности, ребенок закреплял те черты личности, которые считаются ценными для данного этноса.

    1.3 Этнический характер совершенного человека

    Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т. п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т. п. В личностном идеале вдех народов главное — не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.

    Вместе с тем народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так, например, до сих пор у чувашей сохранилось выражение «совершенный чуваш», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т. е. слово «чуваш» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) чуваш» — это русский, татарин, мордвин, мариец, удмурт, это люди, с которыми общался чуваш и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем. У адыгов любовь к Родине — одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от адыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», «Смотри, старайся не снимать адыгское лицо», т. е. не позорь честь и достоинства адыга Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. — Пермь, 1996. С. 83.

    Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами — за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», — такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа — такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и исходя из этого строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.

    Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

    Естественным было стремление народов к счастью, которое не мыслилось без стремления к совершенству. Татская сказка «Ум и счастье» утверждает, что счастье невозможно без ума, что «глупость может вес разрушить». Здесь ум объявляется старшим братом счастья: «Брат мой, Ум, теперь я перед тобой преклоняюсь. Признаю, ты выше меня». Подобный сюжет распространен в Индии, а также у евреев как европейских, так и афро-азиатских. Сказка с таким же сюжетом распространена и среди многих народов Дагестана. В ней настоящий аварский джигит умеет ценить женскую красоту, но в то же время на вопрос «Что ты предпочтешь — ум старика или лик красавицы?» отвечает: «В двадцать раз больше я ценю совет старика». Аналогичная дилемма возникает и в армянской сказке «Разум и сердце». Однажды разум и сердце заспорили: сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал на обратном. Заключение сказки следующее: «Раскаялись разум и сердце в том, что сделали, и дали зарок отныне действовать вместе, решив, что человека делают человеком разум и сердце, сердце и разум». Общие сюжеты и схожая трактовка одного и того же вопроса в сказках разных народов свидетельствуют, что в них главенствующими являются общечеловеческие начала. И народный педагог Ушинский, черпая из источников народной мудрости свои идеи, делает схожий с приведенными выше сказками вывод: «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне надежный человек».

    В русской сказке «Правда и Кривда» об одном из двух братьев сказано, что жил он «правдой, работал, трудился, людей не обманывал, а жил бедно. ». Усиление конкретных проявлений правды синонимами — «работал», «трудился» — свидетельствует о том, что, по народному убеждению, правда — в честном труде и она — на стороне трудящихся. Подобные идеи были присущи и другим народам. Национальное при всём этом сказывалось не в их сущности, а только в форме передачи. Народы в характеристиках положительной и отрицательной личности только дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при всём этом историю, традиции и обычаи народа Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. — Якутск, 1995. С. 95.

    В осетинских сказках «Волшебная папаха» и «Близнецы» раскрываются характерные черты совершенного горца, главные из которых — гостеприимство; трудолюбие в сочетании с умом и добротой: «Одному, без друзей, пить и есть — позор для хорошего горца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел не то что для друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливо будет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя дорога!»; Примечательна характеристика юноши сына бедной вдовы, се надежды и опоры: «Он отважен, как барс. Подобно солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».

    Следует отметить лаконичность и красоту формы народных сказок. Эстетика формы так же, как и словесные характеристики, передает красоту человеческой личности, идеального героя и таким образом усиливает воспитательный потенциал народных сказок, как одного из средств народной педагогики.

    В заключение необходимо отметить, что нравственное воспитание подрастающего поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно национально. Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретают свое особое звучание и лишь исторически выработанный механизм их воспроизводства (этнопедагогика) способствует эффективному воспитанию. Вот почему многие педагоги считают, что нравственное воспитание должно опираться на народные педагогические традиции.

    Глава II . Традиции народной педагогики в учебно-воспитательном процессе

    2.1 Использование традиций народной педагогики в малочисленных сельских школах

    Как известно, воспитание в традициях русской народной педагогической культуры никогда не противопоставлялось обучению. Наследуя в своей профессиональной деятельности прогрессивные народные педагогические традиции, современные педагоги рассматривают образование как неотъемлимую часть несоизмеримо более широкого социально-педагогического процесса — воспитания. Необходимо всегда помнить мудрое народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых делах, тот больше отстает, чем успевает». Сегодня прогрессивные идеи народной педагогики, вновь, как никогда ранее, становятся остро востребованными теорией и практикой воспитания Левчук Л.В. Региональная модель образования и национальные интересы России. //Народное образование. — 1997. — №2.

    Существует множество возможностей использования традиций народной педагогики. Так преподаватели малочисленных сельских школ основополагающей для экспериментальной работы выбирают идею общинности. В качестве принципа стремятся реализовать эту идею на практике, определяют ее и в фундамент развиваемой теории воспитательной системы школы.

    Если быть последовательным в реализации принципа общинности, то воспитание, в сущности своей, есть обмен духовными ценностями, осуществляемый в процессе межличностного общения. А цель воспитания и обучения все же едина: формирование личности, способной к социально-значимой творческой деятельности, непрерывному нравственному самосовершенствованию. В своей опытно-поисковой работе преподаватели многократно убедились, что педагог, для того, чтобы профессионально-грамотно организовать жизнедеятельность своих учеников должен сам жить этой детской жизнью. Тогда и только тогда он сможет найти кратчайший путь к сердцам и душам своих воспитанников. А «волшебным ключиком», открывающим души детей, пробуждающим их познавательно-творческую активность является совместное творчество.

    Культивирование творческой деятельности изначально предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство внутриличностных, межличностных и внутригрупповых отношений в коллективе. Стремление развить эти чрезвычайно ценные качества и движет педагогами при организации воспитательной работы с детьми. Но здесь важно помнить, что создание чего-то нового для ребенка всегда означает создание того, что у него еще никогда не получалось. Это крайне сложная и педагогически предельно ответственная задача. Реализуемая система воспитательной деятельности ориентирована именно на всемерную поддержку творческих инициатив детей, развитие их самостоятельности, создание условий для проявления творческой активности, в целом, формирование личности, ответствепнной за свои поступки.

    Основные направления системы воспитательной работы в школе:

    1) познавательное, понимаемое как обогащение представлений детей об окружающем мире, формирование потребности в систематическом образовании, непрерывном интеллектуально-творческом развитии;

    2) трудовое, рассматриваемое как содействие социализации, обеспечение сознательной включенности детей, подростков, старшеклассников в актуальные проблемы общественного развития, интенсивное приобщение к активно-преобразующей общественно-полезной деятельности;

    3) социально-ориентирующее, включающее в себя формирование объективного представления об общечеловеческих социальных ценностях, формирование чувства своей причастности к социальному развитию, пониманию нерасторжимого единства школы и жизни, учения и творчества, игры и будущей профессиональной деятельности;

    4) художественное, предполагающее целенаправленное развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, его художественно-творческого мироощущения, потребности в творческой деятельности, разносторонней реализации своих художественных задатков и способностей;

    5) спортивно-оздоровительное, культивирующее здоровый образ жизни, пропаганду выносливости, пластичности, представления о красоте человеческого тела.

    В условиях сельской малочисленной школы, воспитательная система с необходимостью является социально открытой педагогической системой. К этому располагает и реализуемая в школе концепция, где общинность, дух возрождаемых народных педагогических идей ставят педагогический коллектив школы перед актуальной задачей — налаживания устойчивых воспитывающих взаимоотношений с открытым социумом.

    Общественно-семейные отношения в этом плане представляют особый интерес. Традиции русской народной педагогической культуры, обогащенные современным научным знаниям, обнаруживают свою особую жизнеспособность, свою исконную созидательную силу.

    При организации работы с родителями педагоги стремятся «вернуть родителей в школу», повысить их ответственность за воспитание детей. В народной педагогической культуре воспитание детей — самая первая и самая важная обязанность родителей. Вот почему так важно сегодня наладить взаимодействи учителей учеников и родителей. Факт самоустранение родителей от воспитания является противоестественной для российского менталитета тенденцией, подлежащей всемерному искоренению всеми педагогически доступными средствами.

    Союз семьи и школы обеспечивается реализацией следующих трех основных направлений:

    1) педагогизация внутрисемейных отношений;

    2) целенаправленное повышение роли семьи в разностороннем духовно-нравственном развитии ребенка;

    3) использование потенциальных воспитательных ресурсов семьи для формирования ученика как субъекта русской культуры.

    В качеств критериев эффективности осуществляемой воспитательной работы используются следующие параметры:

    1) воспитанность учащихся (доминирующая направленность развития личности, мотивы социально-значимого поведения, степень сформированности общетипических для школы и индивидуально-личностных характеристик воспитанников, доминирующие нравственные ценности и ориентации ребенка);

    2) уровень социальной зрелости детей (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость);

    3) характер взаимоотношений между участниками целостного педагогического процесса (между самими учащимися, между родителями и детьми, педагогами и учащимися, стиль взаимоотношений в учительском коллективе);

    4) повышение роли самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

    Динамика показателей, характеризующих названные критерии, свидетельствует об эффективности проводимой воспитательной работы.

    Результаты выполненных мониторинговых обследований показали, что 96% школьников чувствуют себя в школе комфортно, 70% из числа опрошенных отметили позитивное отношение к занятиям. Мониторинговое исследование родительской удовлетворенности также показало, что 82% опрошенных удовлетворены отношением учителей к ребенку; 90% удовлетворены взаимоотношениями с учителями, 83% родителей вполне устраивает характер их взаимодействия со школой. В отношении воспитательного результата представляется принципиально важным отметить то, что выпускники, выйдя из стен школы, не забывают ее и часто приходят в гости со словами благодарности, присылают письма и др Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием. — №1. — август 2001.

    2.2 Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах

    Во многих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовываться так называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы:

    1) Принцип открытости. Народная школа — открытая образовательная система.

    2) Принцип культуросообразности — гуманистическая основа народной школы.

    Реализация принципа культуросообразности в образовании и социальном воспитании осложняется рядом проблем, обусловленных социокультурной ситуацией, сложившейся в России. Стремление ориентироваться на евро-американскую цивилизацию утверждает в качестве ценностей свободу, приоритет прав личности, предприимчивость и др. В то же время и до 1917 года, и в советское время подобные ценности не были характерными для русской культуры. Напротив, российская мораль всегда была коллективистской по своему содержанию. Применительно к социокультурным условиям российской школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: определенного этноса и таких социальных групп, как рабочие семьи и семьи интеллигенции. Современная трактовка культуросообразности во многом обусловлена не только переходом к гуманистическим концепциям воспитания и образования, но и ориентацией на особенности антропогенной цивилизации. Человек в антропогенной цивилизации — духовная личность, ищущая смысл жизни в творческой активности, в социальных контактах и общении.

    3) Принцип природосообразности и воспитания в народной школе.

    Исходя из концепции человека, развиваемой русской философской школой (И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.), принцип природосообразности — это отношение к ребенку как к части природы, знание его природной сущности, воспитание в единстве и согласии с природной средой, забота и поддержка детства, сохранность здоровья детей и среды их жизнедеятельности и т.п.

    4) Принцип становления Человека и Гражданина.

    5) Принцип патриотизма — верности духовному и историческому наследию Родины, любви к Большой и Малой Родине.

    6) Принцип регионализации образования и воспитания в соответствии с нормой Закона Российской Федерации «Об образовании».

    В поисках «национального образовательного идеала» разработчики концепции основываются на провозглашенной русской педагогикой XIX века триединой сущности ребенка: природной, культурной, социальной. Необходимо отметить глубокое прочтение русскими педагогами принципа культуросообразности Ф.А. Дистервега: «. в воспитании необходимо принимать во внимание условия и места, и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. -М. Наука, 1956. С. 190.

    К основным национальным ценностям русского народа могут быть отнесены:

    1) самоценность жизни и человеческой личности;

    2) русский язык и народный фольклор;

    3) наследие русской культуры, культуры славянских народов;

    4) семья, хранящая и воспроизводящая духовную культуру народа и др.

    Предполагается приобщение к народной культуре; модульное включение в рамках регионального и школьного компонента в учебный план школы новых учебных курсов, факультативов, спецкурсов:

    *устное народное творчество;

    *русская словесность;

    *выдающиеся люди России;

    *история русской книги;

    *русская история;

    *славяноведение;

    *народные ремесла;

    *«Мой город»;

    *русский дом и др.

    Разработчики концепции обозначили цель народной школы в возрождении народного характера, школа призвана быть опорой народу в становлении самосознания возрождения отечественной культуры Аношкина В.Л. Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. С. 160.

    Таким образом, народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал — универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

    Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. «Когда человек разучился ходить на четвереньках, — писал Горький, — природа дала ему в виде посоха идеал». Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при всём этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

    Как общенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается, а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеал гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов.

    Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен.

    1) Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. — М. ИТОП РАО, 1997. — 370 с.

    2) Аношкина В.Л. Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. — 176 с.

    3) Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. — Якутск, 1995. — 218 с.

    4) Арнольдов А. Наука постижения культуры. //Народное образование. -1998. — №5.

    5) Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII — начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания // Канд. Диссерт. — М. 2004. — 144 с.

    6) Богданов С. Наши нововведения. // Директор школы. — 1997. — №5.

    7) Богуславский М. Фишер М. Реформы российского образования: блеф или реальность? //Мир образования. — 1996. — №4.

    8) Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб. Питер, 2000. — 458 с.

    9) Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно-практической конференции. — М. Изд. МГУ, 2004. — 492 с.

    10) Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М. ACADEMIA, 2000. — 176 с.

    11) Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. — М. Наука, 1956. — 384 с.

    12) Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении. // Народное образование. — 1998. — №7.

    13) Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. // Педагогика. — 1996. — №5.

    14) Культура, культурология, образование. Материалы «Круглого стола». //Вопросы философии. — 1997. — №2.

    15) Левчук Л.В. Региональная модель образования и национальные интересы России. //Народное образование. — 1997. — №2.

    16) Лебедева Н.Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование. — №8. — 2004.

    17) Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. — Пермь, 1996.

    18) Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М. Просвещение, 1998. — 84 с.

    19) Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием. — №1. — август 2001.

    20) Харламов И.Ф. Педагогика. — М. Юристъ, 1997. — 512 с.

    Приложени Я

    Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики «Сказка — для светлого ума закваска» для младших школьников

    Цель: Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества; формировать углубленное смысловое восприятие сказки; развивать аналитическое мышление, память и речь.

    Ход занятия:

    Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на несколько необычное занятие. Нам предстоит поговорить о сказке.

    (звучит музыка)

    У сказки чистая душа,

    Как ручеек лесной.

    Она приходит не спеша

    В прохладный час ночной

    Родной народ ее творец,

    Народ — хитрец, народ — мудрец,

    В нее мечту свою вложил,

    Как золото в ларец!

    Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.

    Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Сегодня она пришла в гости к нам!

    — Ребята, а вы любите сказки?

    — Вы их читаете?

    — Если вы были внимательны, то заметили, что у нас приготовлена для вас небольшая выставочка книг. Вы их смотрели?

    — Какие бывают сказки? (Дети называют: русские, английские, французские…)

    — Вот если их написал автор? Как они называются? (авторские)

    — Всегда ли у сказок есть автор? Как вы считаете?

    — Нет, конечно, правильно ребята! Как такие сказки называются? (народные)

    — Сегодня одна из таких сказок пришла к нам! Встречайте!

    (Звучит музыка и ребята показывают кукольный спектакль по сказке «Репка»).

    Представление заканчивается словами:

    «СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»!

    — Вы согласны с этим?

    Б) Внучка, Жучка, Кошка?

    С) Репка?

    Д) Мышка?

    (Детям нужно дать понять, что все персонажи в сказке главные, что именно все вместе они сила и поэтому смогли справиться с трудным делом).

    2. — Так о чем же эта сказка?

    А) О труде!

    Б) О дружбе!

    С) О взаимопомощи!

    (Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.)

    (Дети обобщают сказанное).

    Источник: http://referatwork.ru/refs/source/ref-91104.html

    Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет в России серию рабочих тетрадей KUMON (Япония) для дошкольников на русском языке.

    Где-то в самой глубокой чаще затерялась сказочная страна — Лисий лес. Там живут самые милые и забавные герои на свете.

    В серии «Золотое наследие» издательства «Эксмо» выходят книги, с которыми неразрывно связано детство старшего поколения.

    Странник, лишь раз очутившись в сказочном Муми-доле, будет возвращаться туда вновь и вновь.

    Всё для школы и для жизни — учебники и тетради, ранцы и школьная форма, оформление интерьера и подарки учителям!

    20 октября 2012

    Народная педагогика

    Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

    Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д. Макаренко А.С. Сухомлинский В.А. показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга

    Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

    Учёные Волков Г.Н. Измайлов А.Э. Виноградов Г.С. Кукушин В.С. Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.

    Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

    Литература для внеклассного чтения

    В этом разделе мы собрали для вас хрестоматии и книги для внеклассного чтения из школьной программы по литературе. Для вашего удобства мы сгруппировали их по периодам для каждого года обучения – для чтения на лето и для чтения в течение учебного года.

    Смотрите в каталоге:

    Методы воспитания в народе

    Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.

    В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.

    Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда ( обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли — полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом. Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе. Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.

    Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории. наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом если. Казахи считают Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний. Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют. Если посеял просо, не жди пшеницы.

    Распространённым методом народной педагогики является приучение. Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением. — говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения. сказать спасибо за услуги взрослым, доброе утро. добрый день родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

    Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

    Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей — это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: Дети и боги любят бывать там, где их хвалят. Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами молодец. хорошо. очень хорошо. При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: Ничего. Ладно, сойдёт. но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.

    Личный пример (особенно родителей) — это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству — всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример. Если у тебя взрослый сын — веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь — веди дружбу с мастерицей

    Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благославление. Пусть будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих. — скажет народ человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.

    Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как бесценное богатство человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.

    Народное воспитание — это общественное воспитание

    Исследования народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.

    Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.

    На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписанными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи.

    Народное воспитание — это общественное воспитание.

    Ценности, сложившиеся в народе

    Эстетическое воспитание ребенка начинается с ранних лет. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, — это голос матери. Колыбельные песни — это первые шаги при общении ребенка к музыкальной культуре и художественному слову. В колыбельных был заложен глубинный смысл и обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение заклинания.

    По мере взросления ребенок, вращается среди взрослых, постоянно слыша ласковые слова. В русской семье — это были либо ласковые имена, либо нежные прилагательные, либо ласкательные существительные.

    Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов.

    Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами. Бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери — сырой земле. Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер. Труд — всему отец.

    Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился мастером на все руки. У всех народов существует единое мнение: Лишнее мастерство голову не кружит. Молодому мало и семидесяти ремёсел. История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что — бы выучиться.

    Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит. В дождливый день много желающих кур поить. Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие белые ручки. которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят. Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает.

    Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание. за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе — народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

    не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

    Во — вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни трудового пота .

    Источник: http://www.librero.ru/culture/The_methods_of_education_of_the_people

    Смотрите так же:

    • Стебли сельдерей полезные свойства Стебли сельдерея полезные свойства и противопоказания Трудно представить здоровое питание без включения в ежедневный рацион овощей. Сельдерей полезен свойством поднимать тонус, увеличивать умственную и физическую работоспособность. Овощная культура нормализует аппетит, обезболивает, […]
    • Фасоль целебные свойства Фасоль Историческая справка: Фасоль - обширный род однолетних и многолетних травянистых растений, лиан и полукустарников - издавна на службе человека. Из примерно 200 видов около 20 в культуре. Растение с незапамятных времен возделывали как в Старом, так и в Новом Свете. Семена фасоли […]
    • Ягоды годжи полезные свойства противопоказания Содержание Дереза обыкновенная ценится за свои целебные качества, не зря ее широко используют в китайской медицине. Более известное название — ягоды годжи. Противопоказания и полезные свойства стоит изучить, прежде чем включать чудодейственные плоды в рацион. Хотя в Китае ягоды годжи […]
    • Семейный доктор алексеев очищение организма "СЕМЕЙНЫЙ ДОКТОР" Скажите, дорогие зрители, кто же из вас не хочет быть крепким и энергичным! Кто же не хочет вернуть здоровье, а вместе с ним и молодость! Ошибаетесь. Источник: http://www.sgutv.ru/telecast_12.htm Я познакомил вас со всевозможными методиками очищения. Их надо […]
    • Чтобы подмышками не потели народные средства Что нужно делать, чтобы не потели подмышки? Полезные советы по избавлению от гипергидроза Причины потения подмышек Для начала нужно понять почему происходит повышенное потоотделение. Есть разные причины: Гормоны Эндокринные изменения Нервы или повышенная возбудимость Физические […]
    • Что сделать чтобы не потеть народные средства Что нужно делать, чтобы не потели подмышки? Полезные советы по избавлению от гипергидроза Причины потения подмышек Для начала нужно понять почему происходит повышенное потоотделение. Есть разные причины: Гормоны Эндокринные изменения Нервы или повышенная возбудимость Физические […]
    • Травы полезные свойства чистотела Чистотел: полезные свойства В народной медицине чистотел издревле применяли в виде настоев и отваров, из него получали сок. Чистотел можно использовать в виде масла, готовить из него лечебные мази. Чистотел можно отнести к растениям неприхотливым и произрастающим повсеместно, поэтому […]
    • Стадии рака молочной железы народными средствами Лечение рака молочной железы: традиционные и народные средства Рак молочной железы — злокачественное образование в железистой ткани груди. По частоте заболевание занимает второе место среди видов рака, встречающихся у женщин в возрасте от 13 до 90 лет. Несмотря на то что классическая […]